Ср 26.06.2024, 00:39                                                                                                                                            Регистрация Вход

Адрес: 425120, Республика Марий Эл, пгт. Морки, ул. Советская, д. 7
Телефон: 8 (987) 708-09-96
E-mail: biblmorki@yandex.ru

Меню сайта

Краеведение

Наш опрос
Литературу какого жанра Вы предпочитаете?
Всего ответов: 93

Опрос
Как Вы оцениваете качество услуг в библиотеке?
Всего ответов: 55







<— Известные земляки      Деятели района  —>


Краснов Анатолий Васильевич


Родился 2 сентября 1928 года в д. Йошкар Эҥер (Красный Яр) Моркинского района Марийской АССР в крестьянской семье. Его отец Краснов Василий Фёдорович за подвиг, совершённый в годы Гражданской войны в боях против отрядов Петлюры, в 1967 году, к 50-летию Великой Октябрьской революции был награждён орденом Ленина. Старший брат Георгий погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны.

Более половины трудовой биографии Анатолия Васильевича связана со сферой культуры, культурно-просветительской работой. Эта связь началась с должности заведующего избой-читальней в 1942 году. Тогда этому начальнику культуры Красного Яра было 14 лет.

Изба-читальня в те годы была в деревне настоящим очагом культуры. С неё начиналась светская культура на селе. Она была и библиотекой, и читальным залом, и лекционной аудиторией, и театром, и эстрадной сценой, и танцплощадкой, и залом заседаний, и спортзалом. В читальне имелись книги, журналы, газеты, политическая карта, были настольные игры, музыкальные инструменты (балалайка или даже гармонь), спортинвентарь (гири, лыжи), и, конечно, керосиновая лампа; висели патриотические лозунги, плакаты. У избача Краснова была ещё одна должность, нештатная — деревенский гармонист. Без его лихой двухрядки не оставались ни один праздник, ни одна свадьба, ни одно гулянье. Так что молодёжь не обходила его очаг культуры.
Время было такое: дети взрослели, не побывав по-настоящему в детстве. Через год как грамотный товарищ (имел 7-летнее образование) Краснов был назначен счетоводом родного колхоза. А ещё через год, в 16-летнем возрасте, был утверждён инструктором, а затем заведующим сектором Сотнурского райкома комсомола.

В Марийскую республиканскую культпросветшколу он поступил учиться, уже имея солидный трудовой стаж. Учился хорошо. Окончив эту школу, поступил в Московский библиотечный институт им. В. М. Молотова. Завершив учёбу с красным дипломом, в 1954 году вернулся в родную культпросветшколу, ставшую к тому времени культпросветучилищем, в качестве преподавателя.

Работая в училище, Краснов начинает публиковать свои первые рассказы, пьесы в республиканских газетах, журнале «Ончыко». В печати появляются его статьи по религии. Первым после разгрома так называемых «буржуазных националистов» он всерьёз обращается к исследованию запрещённого тогда марийского язычества. В 1959 году издаёт брошюру под названием «Марий йула кушеч лектын» (Откуда произошла марийская вера). Эта небольшая брошюра вызвала большой интерес общественности, возродила интерес исследователей к данной теме. Наряду с критикой в адрес языческой религии автор выразил в ней беспокойство по поводу её связи с духовной отсталостью, бескультурьем, невежеством. Именно поэтому он всю свою сознательную жизнь посвятил просветительству людей, а религию и атеизм сделал основным направлением своей научной деятельности, хотя данная сфера духовной жизни далеко не однозначна, не проста для оценки.

Как принципиальный, творческий мыслящий, активный работник, он был взят на партийную работу. Будучи инструктором Йошкар-Олинского горкома КПСС, курировал вопросы культурно-просветительской работы, продолжал заниматься литературным творчеством. Его рассказы публиковались в местной печати, по его пьесам ставили радиоспектакли, регулярно печатались аналитические статьи по проблемам культуры, национальных отношений, религии и атеизма. В 1961 году он был переведён в аппарат обкома партии. И здесь он свою служебную деятельность, связанную с решением проблем развития культуры в республике, активно сочетает с литературной и исследовательской работой.

В 1963 году он становится аспирантом Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, пишет диссертацию, публикует статьи, брошюры в Москве, Йошкар-Оле. О том, как он «грыз гранит науки» свидетельствует хотя бы такой факт, что его аспирантская работа «Критика христианской концепции исторического процесса» была издана на испанском языке в Колумбии. Он не только защитил свою диссертацию, но будучи коммуникабельным, активным человеком, проторил дорогу в Институт научного атеизма своим последователям. После него в этом авторитетном научном центре защитил диссертации целый ряд йошкаролинцев: Соловьёв В. С, Хлебников Е. А., Софронов Н. С, Романова С. А. Большую помощь и поддержку на пути в науку он оказал Нехорошкову М. Ф., Попову Н. С, Романову П. А., Бурковой Е. А., Кутасовой В. Е. и многим другим.

После окончания аспирантуры и защиты диссертации по философии в 1966 году Краснов был назначен министром культуры Марийской АССР. На этом поприще он трудился 8 лет. 

В 1974 году Краснов А. В. перешёл на преподавательскую работу в Марийский государственный университет. Это было время становления молодого вуза. Он организовал кафедру философии и до последнего дня своей жизни управлял ею. Он искал, подбирал и готовых преподавателей. В своё время кафедра считалась одним из ведущих подразделений университета, в ней работало 26 человек, многие из них защитили диссертации. Заведующий кафедрой был прост, коммуникабелен и очень добр, умел сплачивать людей, создавать обстановку взаимопонимания и взаимоуважения. С ним было приятно работать, общаться.

Примечательной чертой Анатолия Васильевича было желание помогать людям. Зная, что он добрый и приветливый, к нему обращались с разными просьбами, шли за советом, за поддержкой. И он всегда советовал, поддерживал, помогал. Поэтому его почитали коллеги, любили студенты, уважали знакомые. Благодарно оценивая его доброту, слегка подшучивая над далеко не густым волосяным покровом на его голове и чуть иронизируя над тем, что он читал лекции по научному атеизму, ушлые на язык студенты прозвали его «божьим одуванчиком». При этом он проводил большую научно-педагогическую, научно-исследовательскую работу, не оставлял и литературное творчество. Им написано более ста актуальных научных трудов по религиоведению, философским вопросам культуры, национальным проблемам, активно выступал против дискриминации марийской традиционной религии, которая официально была запрещена и преследовалась законом.

Краснов впервые публично заговорил на философские темы на марийском языке. Высокую оценку слушателей получили его беседы на родном языке по Марийскому радио. Он умел объяснять научные, общественно-политические вопросы простым, понятным, обыденным языком. В то же время это был подлинный марийский язык, ещё не успевший войти в рамки литературного; в его исполнении он звучал образно, выразительно, убедительно, красиво. Это был образец устной родной речи.

Анатолий Васильевич очень хотел повысить общественный, научный статус марийского языка, расширить его функции. Вместе с профессором Калиевым Юрием Алексеевичем они даже пробовали читать курс философии для студентов-мари, но эксперимент оказался неудачным. Энтузиасты признали, что для этого (и не только) в марийском языке нет соответствующей терминологии. Для издания такого терминологического русско-марийского общественно-политического, научно-мировоззренческого словаря был составлен даже словник. Предполагалось привлечь к работе над изданием наряду с лингвистами-мароведами философов, социологов, политологов, историков, психологов, хорошо владеющих марийским языком. Конечно, такой словарь очень нужен, но он сам по себе не решит проблему. Важно одной из основных целей во всех формах изучения родного языка сделать овладение этой терминологией.

Только тогда марийцы смогут и преподавать, и изучать философию на родном языке.

Краснов А. В. вёл большую общественную работу. Был депутатом Верховного Совета Марийской АССР двух созывов, избирался членом Марийского обкома КПСС, членом правления республиканской организации общества «Знание». Во всех кругах государственной и общественной жизни он пользовался признанием и авторитетом. Его заслуги были отмечены орденом «Знак Почёта», медалями, Почётными грамотами Президиума Верховного Совета Марийской АССР. Ему было присвоено высокое звание «Заслуженный работник РСФСР».
Умер в неполные 65 лет, 18 августа 1993 года, похоронен на Туруновском кладбище Йошкар-Олы.

Источник:

Соловьев, В. Избач. Министр.Учёный : [к 95-летию Краснова Анатолия Васильевича, Заслуженный работник РСФСР] / В. Соловьёв // Марийский мир. Марий сандалык. - 2023. - № 3. - С. 43-47


<— Известные земляки      Деятели района  —>



VKONTAKTE
Моркинская библиотека


        

       

© МБУК «Моркинская ЦБС» 425120, Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, Советская, 7

Телефон: 8(83635)9-17-87; e-mail biblmorki@yandex.ru    
Copyright MyCorp © 2024