<— Семисолинская сельская библиотека История Семисолинской сельской библиотеки —>
Историко-краеведческий мини-музей «Ковамын шондыкшо гыч» («Из бабушкиного сундучка») при Семисолинской сельской библиотеке
Открыт 4 ноября 2014 года к 90-летию образования Моркинского района.
Начало открытию мини-музея положила бывшая заведующая Семисолинской сельской библиотеки Светлакова Алевтина Витальевна. При библиотеке организовала сбор историко-краеведческих, этнографических экспонатов жителей деревень Семисола и Ядыксола.
При создании мини-музея большую помощь оказали Борисова Надежда Даниловна, Огурцова Алевтина Михайловна. Много старинных вещей взяли из пустующих домов Григорьева Геннадия Васильевича, Павловой Нины Гурьевны, Бушкова Виталия Ивановича, а также экспонаты от участницы Великой Отечественной войны Васильевой Валентины Васильевны. Жители села, учащиеся школы активно посещают в библиотеку и до сих пор приносят старинные вещи, предметы для музейного экспоната.
Цели и задачи краеведческой деятельности библиотеки:
- приобщение детей к истокам отечественной народной культуры формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения;
- знакомить детей с элементами материальной культуры, включающий в себя знакомство с предметами быта, национальной одеждой;
- воспитывать интерес к старинным предметам обихода, привлечь к культурно-досуговой деятельности;
- расширить кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
К 2015 году в библиотеке набралось более 120 старинных предметов. Все экспонаты показаны с фамилиями и именами дарителя и названием предмета.
Предметы домашнего обихода расставлено в отдельных местах. Старинные верхние одежды, головные уборы, свадебные наряды, старинные льняные мужские и женские рубашки нашли достойное место в библиотеке. Все музейные экспонаты, которые собраны в мини-музее использовались в конце 19-х начало 20-х вв.
К 95-летию образования Республики Марий Эл совместно с Алмаметьевским сельским Домом культуры в Нурумбальской средней общеобразовательной школе показали мероприятия краеведческого направления. Здесь показана дружба трех народов, проживающих на территории Семисолинского сельского поселения в дружбе и согласии – марийцев, татар и русских. Детям интересно было узнать старинные предметы народного быта, вместе пели старинные песни, показали пляски народов мари, татар и русских.
У разных народов есть различные вековые традиции, которые передаются из поколения в поколение, такие как резьба по дереву, резьба по кости, чеканка, роспись, гончарное дело и т. д. Прядение пряжи является одним из таких ремесел. Кудель (шерсть), прялка, веретено – вот основные составляющие этого процесса.
У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой - вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.
Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу». Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.
Известно, что прялки имеются почти во всех домах, прядением занимаются люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве. Рассказывая нынешним школьникам о прялке во время различных тематических мероприятий, многие знают, для чего нужен этот предмет. В основном она нынешним владельцам перешла по наследству от бабушек или свекровей.
Музейные экспонаты пополняются с каждым днем.
С 2017 года мини-музей приобрел другой внешний вид. Появилась железная кровать, половики, постельные принадлежности.
Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви.
С лаптями в деревне было связано много различных поверий. Прежде, всего, существовал запрет дотрагиваться до инструмента мужчины женщинам. Считалось, что если женщина прикоснется к кочедыку, принадлежащему мужчине, инструмент обязательно причинит вред женщине или мастеру, никто кроме мастера не доложен дотрагиваться до инструмента.
Лапти были не только повседневной обувью, но и праздничной, и обрядовой. Специалисты считают, что в XIX – начале XX веков было значительное число разновидностей лаптей, на все случаи жизни, кое-что перенимали у других народов. Между тем древнее ремесло забывать не стоит.
Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Яркий пример этого – марийский национальный костюм, в котором отразились представления народа мари о гармонии и красоте жизни.
В отличие от мужского женский наряд отличался большим разнообразием и неповторимой красотой украшений и орнаментов.
Головной убор в составе женского марийского народного костюма играл важную роль и делился на два основных типа – девичий и женский. Украшение, модель и определенный вид ношения головного убора указывали на статус и положение марийки в обществе и возраст.
Обязательными элементами женского костюма были следующие элементы: нагрудник, передник и пояс. Эти элементы украшались пестрыми лентами, монетами, вышивкой и бисером.
Как бы ни менялся марийский национальный костюм, он всегда будет воспеваться и почитаться благодарными потомками, не забывающими о культуре и традициях своего народа. Подтверждение тому час фольклора «Моя Родина – Марий Эл» ко Дню образования Республики Марий Эл.
С участниками клуба «Кугезе мланде» в течение года проводятся марийские обрядовые праздники: «Шорыкйол», «Ӱарня», «Кугече», «Семык» и т.д.
Собраны:
- принадлежности домашнего обихода: утюги, зеркало, фонарь, лампа, стол, ложка, ковш, разные посуды, весы, прялка, сбивалка, сундук;
- сувениры: сахарница, рюмки, самовары, чайный сервис, деревянная посуда, кадка для кваса, посуда для хлеба;
- марийские национальные вышивки: полотенца, кружева;
- самодельные нитки, вязаные коврики крючком.
Библиотекарь на основе музейных экспонатов проводит беседу-экскурсию, углубляющую знания об истории народа мари. Жители села с удовольствием посещают на библиотечные мероприятия.
В то же время организация мини-музея в библиотеке требует сравнительно большой площади. Общая площадь библиотеки 77 кв. м, из них для хранения краеведческих экспонатов 12 кв.м. Существенным дополнением является воспоминания старожилов, фотография разных поколений земляков, альбомы, выставка-просмотр «История деревни Семисола».
Мини-музей при библиотеке не только служит источником привлечения новых слоев населения, выявляя непохожесть, уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию у ее традиционных посетителей. Историко-краеведческий мини-музей прививает любовь к прошлому и настоящему своего края, приобщает к истокам народной культуры.
<— Семисолинская сельская библиотека История Семисолинской сельской библиотеки —> |