Вт 16.04.2024, 23:37                                                                                                                                            Регистрация Вход

Адрес: 425120, Республика Марий Эл, пгт. Морки, ул. Советская, д. 7
Телефон: 8 (987) 708-09-96
E-mail: biblmorki@yandex.ru

Меню сайта

Краеведение

Наш опрос
Литературу какого жанра Вы предпочитаете?
Всего ответов: 90

Опрос
Как Вы оцениваете качество услуг в библиотеке?
Всего ответов: 53







             <—  Шиньшинская сельская библиотека        Известные земляки  —>


Туристический маршрут


Туристический маршрут по селу Шиньша.

Село Шиньша.

Существует две версии возникновения села. Согласно первой, на берегу красивой речушки, позднее получившей название Шиньшинка, поселились три брата: Ямада, Ягылбай, Ямала. Без единого гвоздя построили дом. Расчистили от леса и стали возделывать участок земли. По легенде этот участок находился в д. Нижняя Шиньша. Вскоре старший брат женился на молодой красивой татарочке из соседней деревни. Затем и братья разъехались. Средний брат ушел на юг и положил начало селу Шиньша. Младший - на запад. Там сейчас находится деревня Новый Юрт.

Согласно второй легенде, в эту местность, богатую лесом, с семнадцатью родниками и речкой, марийцы переселились в конце 16-го века из Татарстана, чтобы избежать участия в войне русских и татар за взятие Казани. Марийское слово «Шеҥше» означает «роющийся», «копающийся». Прежние названия Шиньши; Тушак Шиньша, Шоро Шиньша, Богородское. Впрочем, думается, что легенды не противоречат одна другой, три брата вполне могли быть беженцами от войны Ивана Грозного против Казанского ханства.

Храм Казанской Иконы Божией Матери.

Шиньшинцы по традиционному вероисповеданию – язычники. Христианство пришло сюда в 19 веке.

В давние времена село отличалось от деревни именно тем, что в нем стояла церковь. В селе Шиньша первоначально деревянная церковь была построена в 1836 году на средства прихожан, благотворителей и епархии. Иконостас в церкви был трехъярусный, пожертвован из Казанской Единоверческой 4-х Евангелиев Церкви.

Одной из миссий священнослужителей являлась просветительская деятельность. 19 февраля 1845 года в Царевококшайском округе в селе Шиньша было открыто приходское училище Министерством Просвещения Казанского учебного округа. Первым учителем был священник Александр Любимов.

В 1880 году церковь сгорела и вместо нее в 1888 году построено другое деревянное здание. В приход церкви входили деревни Шор-Шиньша, Новый Юрт, Чедроял, Варангуж, Березово, Нуж-Ключ. В 1923 году Шиньшинская православная религиозная община приняла от Шиньшинского совдепа Казанско-Богородицкую церковь с церковными домами и богослужебными предметами.

В 1871 году Гавриил Яковлев (1843-1912) работал одновременно учителем Уньжинской инородческой школы и псаломщиком Казанской иконы Божией Матери церкви в селе Шиньша. Занятия в школе были нерегулярными, и значительная часть учеников весной и осенью не посещала занятия. В 1873 году Гавриил Яковлев был рукоположен во диакона, а в 1875 году 21 ноября - во священника. Он был этнографом и переводчиком религиозной литературы на марийский язык, составителем русско-марийского словаря, усовершенствовавшим правописание. Священником он служил в церкви села Шиньша, дьяконом в это время был - А. И. Крылов, псаломщиком - П. П. Булычев.

С 1871 по 1877 годы законоучителем и учителем сельского училища в Шиньше служил Ксенофонт Преображенский.

В 1900-ые годы при церкви существовала библиотека, где хранились религиозные книги. Библиотекарем работала Григорьева Елизавета Федоровна. Церковь в селе Шиньша действовала до апреля 1935 года.

В годы Советской власти были разрушены многие церкви и храмы. Старожилы также говорят об этом. Последним священником в Казанско-Богородицкой церкви был Василий Каяткин. Дочь священника Каяткина Антонина Васильевна стала первой девушкой - комсомолкой в селе. Она вступила в ряды ВЛКСМ в 1923 году и была активисткой комсомольской организации.

В 1935 году церковь была разобрана и перенесена в конец села, где организовали сельский клуб. По рассказам сельчан, когда снимали колокол, с купола церкви вылетели два голубя. А голуби, по преданиям, предвестники беды. Упоминаются и имена людей, которые снимали церковный колокол. Это Чолак Кавырля, Афанасьев Андрей- председатель колхоза и другие. Их судьба трагически оборвалась.

В народе ходила молва, что рядом с церковью был захоронен священник, на могиле лежал большой камень. В разговорах было упомянуто, что в могиле могут находиться драгоценности. Очевидцы Иванов Сергей Александрович, Гаврилов Василий Николаевич рассказывают, в 1965 году учитель химии Григорьев Александр Григорьевич, собрав детей среднего школьного возраста (взрослые отказались), организовал раскопки. Были найдены человеческие останки и истлевшая ткань, каких-либо драгоценностей не найдено. Судьба и этого человека закончилась трагично.

Время шло. Закончился период разбрасывания камней, пришло время собирать камни. В 2009 году во время крестного хода в селе Шиньша Андреев Геннадий Петрович, частный предприниматель, дал обещание, что построит сруб для церкви.

Началась работа по возведению церкви. Геннадий Петрович, собрав бригаду, построил сруб. Жители стали собирать пожертвования на строительство церкви. Церковь Казанской иконы Божией матери решили строить на месте, где стояла прежняя старая церковь. Место было освящено отцом Леонтием. Продолжателем благого дела стал Григорьев Николай Федорович.

В октябре 2011 года, заложили фундамент церкви, поставили сруб. На следующий год церковь поставили под крышу. Жители села оказывали посильную помощь в строительстве церкви.

Поднятие куполов и вознесение креста - одно из важных событий возрождения церкви. Перед поднятием отец Леонтий проводил обряд окропления святой водой. Первый купол подняли 30 ноября 2012 года, второй купол - в ноябре 2013 года.

13 июня 2014 года состоялось освещение храма Казанской иконы Божией матери. Приход храма осветил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. В настоящее время храм открыт для верующих. Отец Леонтий проводил службы по большим праздникам, обряды крещения.

В 2016 году начали, а летом 2017 года завершили строительство трапезной и воскресной школы.

С 24 января 2017 года по указу архиепископа Йошкар-Олинского

и Марийского Иоанна в церкви начал вести службу священник (иерей) Шамаев Евгений Евгеньевич (отец Евгений).

Пономарь – Егоров Владимир Гордеевич.

12 июля 2017 года впервые в Шиньше зазвенели колокола.

В сентябре этого же года церковь полностью газофицирована.

С ноября 2017 года начала работать воскресная школа. Учителя школы – Григорьева Валентина Евгеньевна, Ильина Нина Романовна.

 

 


Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В центре села Шиньша воздвигнут обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Инициатива открытия памятника воинам освободителям исходила от участника ВОВ, председателя колхоза им. Ленина Кузнецова Семена Ивановича. Источником финансирование было правление колхоза им. Ленина.

Автор (скульптор) - Васильев Николай Яковлевич (1924 – 1998), участник Великой Отечественной войны, уроженец деревни Мари-Чедроял Шиньшинского сельского совета Моркинского района Марийской АССР. Каменную кладку высотой 6,6 м выполнил Аптуллин Петр Емельянович (1917 – 1974), участник Великой Отечественной войны, уроженец села Шиньша Моркинского района, Марийской АССР.

Крылья к обелиску построили позднее. На них вырезаны 333 фамилии участников ВОВ, погибших в боевых действиях, исполнил Бочкарев Дмитрий Васильевич (1938-2006), уроженец с. Шиньша Моркинского района Марийской АССР.

С Шиньшинского сельского совета ушли на фронт 649 человек, не вернулись 355, погибли 296 солдат, без вести пропали - 59.

Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в селе Шиньша был открыт 9 мая 1966 года.

Васильев Николай Яковлевич - скульптор, наш земляк, уроженец д. Мари-Чодраял. Мари, родился в 1924 году, в крестьянской семье. Он был участником Великой Отечественной войны. Николай Яковлевич прожил всю свою жизнь в городе Казань, был женат дважды, но детей не было. Умер в 1998 году.

Каждый год в День Победы жители села со всем российским народом чествуют мужество, отвагу и героизм солдат, честно выполнивших свой патриотический долг, чтобы пришла весна Победы около обелиска воинам-землякам, который стал своеобразным центром военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Детские сады, общеобразовательные школы проводят здесь уроки мужества. Сюда, к подножью обелиска, сельчане ежегодно возлагают алые, как капли крови, цветы. Здесь звучат волнующие каждого человека строки поэта Роберта Рождественского: «Через года, через века помните! О тех, кто уже не придёт никогда, помните!»

Памятник вошел в жизнь молодых граждан и стал местом ритуала рождения новой семьи. Сюда по традиции приезжают свадебные кортежи. Молодожены вместе с родителями, родственниками и друзьями склоняют головы перед теми, кто подарил им мирное небо.

Низко кланяемся ему, неизвестному солдату, и его беспримерному подвигу!

Так и просятся известные всем слова:

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мертвым, и живым…

Обелиск воинам-землякам в селе является священным местом, который не дает забывать ту страшную войну, тех славных сыновей и дочерей, отдавших свои жизни за нашу светлую жизнь на земле. Вспоминаются слова писателя В.Астафьева: «Когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей в жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание принесли мир на землю, уберегли её от кровожадных безумцев, и России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили».

До глубины души трогают меня эти слова писателя-фронтовика. Конечно, ветераны Великой Отечественной войны заслужили своим ратным подвигом право на справедливую и честную память. Эту память заслужили и те, кто погиб, и те, кто сейчас живет рядом с нами, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!»


Бюст В.И. Ленину.

Напротив обелиска "Павшим землякам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г." установлен бюст Владимиру Ильичу Ленину (1870 – 1924), российский революционный, советский государственный и партийный деятель, идеолог и лидер большевиков, один из главных создателей РКП(б) (в 1952-1991 г.г. Коммунистическая партия Советского Союза) и советского государства. В советское время многие организации, предприятия, города, улицы, колхозы совхозы носили имя В.И. Ленина. После объединения двух колхозов: «Ушнымаш» и «Правда», колхоз назвали имени Ленина. В 1990 году к 120-летию со дня рождения В.И. Ленина установили его бюст. Постамент к памятнику выполнил Полатов Анатолий Никифорович (1858 – 2012), уроженец д. Нижняя Шиньша Моркинского района.

И в настоящее время не забывают В.И. Ленина. Каждый год на его день рождения - 22 апреля коммунисты и жители с. Шиньша приносят цветы к бюсту. Над памятником шествуют учащиеся Шиньшинской средней школы.

Источник: записан со слов Ивановой Полины Сергеевны 1962г.р., уроженки с. Шиньша Моркинского района.


Священная роща с. Шиньша (Мер ото).

Роща в с. Шиньша – этнокультурный и ландшафтный или, по-другому, природный памятник народа. 

Подробнее...

Источник: записан со слов Артемьевой Алефтины Васильевны (1860 г.р.), уроженки с.Шиньша Моркинского района.


Памятная доска Ивану Петровичу Петрову.

К 100-летию Петрова Ивана Петровича в 1993 году 14 декабря была установлена памятная доска на стене административного здания в центре с. Шиньша с надписью «Эта улица носит имя». Улица им. Ленина была переименована в ул. Петрова.

    


Бюст Ивана Петровича Петрова.

К 120-летию со дня рождения Ивана Петровича в центре с.Шиньша открыт бюст (на территории Сельского дома культуры). В 2013 году было принято совместное решение Моркинского землячества г. Йошкар-Ола и Администрации Моркинского района об установке бюста И.П. Петрову к его юбилею. Автором является член Союза художников России, скульптор, заслуженный художник Республики Марий Эл В.М.Карпеев. Бюст сделан на добровольные пожертвования граждан. Фундамент и постамент к бюсту выполнили работники Шиньшинской администрации и сельского дома культуры. Постамент обложили мраморной плитой по Республиканской программе «Наследие».


Студия «Мастаркид»

В целях возрождения и сохранения народных промыслов и ремёсел при Шиньшинском СДК в 1993 году открылась студия «Мастаркид». Основное направление студии – сохранение, изготовление и пропаганда национальной одежды и вышивки. В 1999 году студии присвоено звание «народный». В настоящее время изготавливаются современные и старинные национальные костюмы, образцы полотенец, салфеток, панно, галстуков, эмблем.      Подробнее...

 


            <—  Шиньшинская сельская библиотека        Известные земляки  —>



VKONTAKTE
Моркинская библиотека


        

       

© МБУК «Моркинская ЦБС» 425120, Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, Советская, 7

Телефон: 8(83635)9-17-87; e-mail biblmorki@yandex.ru    
Copyright MyCorp © 2024