Чт 09.04.2020, 07:16                                                                                                                                            Регистрация Вход


Меню сайта

Краеведение

Наш опрос
Литературу какого жанра Вы предпочитаете?
Всего ответов: 60

Опрос
Как Вы оцениваете качество услуг в библиотеке?
Всего ответов: 23








Летопись населенного пункта


Деревня Большие Шали

Откуда такое название : Деревни Шали, Азъял / Г. Бекешев. // Морко мланде. - 1991. - 15 октябрь

 

Летопись деревень Шалинского сельского поселения  - слайдпрезентация в формате PDF


КУГУ ШАЛЕ - ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ

На двенадцатом километре тракта Морки — Шелангер черная асфальтовая лента прорезает центральную усадьбу колхоза «РОДИНА» - деревню Кугу Шале - на две равные части. Перед въездом в эту деревню на дорожном указателе любопытные пассажиры читают. «Большие Шали». Нет, это не Большие Шали, хота по величине она большая деревня. Слово «кугу» наши предки употребили его значение старший, древний, а может быть, даже величавый, то есть из всех десяти шалинских деревень (поселений) Кугу Шале является самой старшей. Отсюда началось упоминание в древних документах о Шалинской волости.

Шалинской волости и их поселений тесно связана с историей развития Русского государства, его колонизацией народов Среднего Поволжья, входящих в Казанское ханство. Завоевательные походы на Казанские земли усилились в 15 веке при царствовании Ивана Третьего. Окончательно завершил покорение здешних народов Иван Грозный в 1552 г. Десятилетиями продолжались завоевательные войны русских войск с народами Северного Поволжья под предводительством русских князей и воевод Курбского, Палецкого, Горбатого, Михельсона и др. против Казанского ханства, на стороне которого выступали Пижанские, Уржумские, Малмыжские, Арские, Лаишевские марийцы под предводительством своих вождей Чумбылата, Болтуша, Акмазика, Мамич Бердея, Ямблата, Йыландая. Об этом говорит история тридцатилетней войны луговых марийцев, начиная с 1524 года с перерывами до 1592 года. Здесь принимали участие и предки Шалинских, Коркатовских, Аринских марийцев. Ими руководили их вожди (лужавуй) Йыландай, Чавай, Тотар, Кольмар, Янгелде и др. Но после покорения Казанского ханства, а также марийских княжеств Лаиша и Мамич Бердея, Болтуша в 1556 г. большая часть марийцев вынуждена была покинуть свои насиженные места — побережья рек Волги, Казанки, Аз (Ас). ’

Еще в 13 в. процветающее в то время марийское княжество на правом берегу Волги, булгары, назвали любовно Чаллы Ор, что означало Каменная крепость. На чувашском языке слово «чуллы» также означает камень. А марийцы это слово упростили на свой лад и произносили просто - Шале. Например, Шалагорем - Каменистый овраг. Действительно, шалинцы и сейчас для своих нужд здесь добывают доброкачественный камень, а небольшая речка, которая протекает по каменистому дну оврага, называется Шалевкой. Сейчас это слово употребляется даже в значении сторона, край и используется как приложение к каждому названию деревень этого края: Шале Йогорсола, Кугорнымбал Шале, Энерумбал Шале, Шале Кучэнер, Кугу Шале. Как я уже сказал, слово «Кугу Шале» - это часть булгарского словосочетания Мар Чаллы Ор: Мар - Великая каменная крепость (карман) берет начало от марийского процветающего княжества Мамич Бердея, распавшегося, примерно, в 1556 г. Предки шалинцев покинули его в 60-х гг. 16 века и поселились в каменистых оврагах Шелагорем, Элмемет корем, Памаш корем, Тотарэнгер, Кыршпай ко- рем под предводительством вожаков Кольмара, Элмемета, Янгелде, Тотара, Кыршпая. В переписной книге от 1678 года (ЦГДА, Москва. Фонд 1209, поместный приказ, оп.1, Ед. хр.6447, лл 512-518, книга переписная... Галицкой дороги Казанского уезда, 1678 г.) мы найдем такие строки: «Ишпахины сотни Илбахтина, волость Шали, а в ней двор Ишма- метка Саркина, у него есть сын Семенко, трех лет, платит пол ясака; двор Крымсарайка Яникеева. У него есть сын Крымшеичко, десять лет; двор Айтушка Актанаев. У него брат Ялдышко, 5 лет, платит пол ясака, да с меленки, что на речке Шале, платит брата своего Алтышковым именем Алдыбваева оброка и пошлин два алтына четыре деньги, а Алтышко умер тому лет пять; двор Пайдушка Байсубина платит пол ясака, да с вотчины с бортного ухожея, что за Вятскою рекою по речке Ягань, платит тюменского оброку той же волости с черемисином с Крымсарайкою Яникеевым за батман 26 алтын две деньги, пошлин 8 денег» и так далее. В конце переписчик делает итоги: «Всего в волости Шалях черемисских 126 дворов да двое вдов. У той же волости живет себе усадом посредине великого леса по ключу Тотаренгер двор Шихмана Алгаева, у него сын Иштымбай» и так далее.

В другой книге переписи от 1732 г. указывалось, что Шалинскую сотню возглавил Бикмамет. Из его сотни в Посянур ушли 6 человек, в новопоселенные места ушли из Шалей 7 человек, еще раньше, в 1727 г., на новые места ушли 25 человек. Они облюбовали широкий овраг с небольшой речушкой Адз (Ас) — на мансийском языке означает короткая река, и свое новое поселение назвали Азъял, чтобы сохранить в памяти о своем бывшем поселении между реками Казанка и Аз.

До появления указа Петра 1 об устройстве сельских поселений предки жителей Кугу Шале жили в оврагах у родников или водоемов кучевым способом, то есть в одном овраге, например, поселился под Элмемета. Потом пошли дети. Повзрослев, они отделились из этой семьи, рядом построили свое жилище. Так в одном овраге появляется куча дворов (целый илем) одного рода. Из книги переписи 1678 г. видно, что переписчик взял на учет двор Ахтермыше Крымсараева Яникеева. У него сын Крымшеич — 10 лет. Надо полагать, что через 15 лет этот Крымшеич отделился из этой семьи, и вырос третий двор. Так, на берегах этого оврага Элмемет корем (около ныне действующего кладбища) сейчас мы можем насчитать 4-5 ям-котлованов, покрытых ныне дерном и бурьяном. Таких оврагов вокруг Кугу Шали множество: Кузьмин корем, Кевай корем, Памаш корем, Мырзан корем, Пезывай илем, Янглет нур, Опас корем, Тоштилем корем, Лампас нур корем и так далее.

После указа Петра I шалинцы еще долго сидели в своих кучевых поселениях. Они считали, что жить в труднодоступных поселениях безопаснее, чем в поселениях с красной линией и улицей деревенского типа. Именно в это время участился уход из волости (сотни) Шали в другие места. В 1731 г. их Емекова сотни Лапкасова в Кутюккинер перешли 9 человек, в Кожлаер - 17 человек, в Вожеполь - 7, в Абдаево - 15, всего 57 человек. Между первой и второй переписями в рекрутах царской армии из Шалинской волости находилось 15 человек. Тогда уходившие в армию служить на 25 лет считались выбывшими или даже умершими. Почти столько же человек, дезертировавшие из царской армии, жили в лесах среди шалинских илемов. Среди них были русские, татары, даже один лезгинец по имени Рауков, который в 53 года умер в 1730 году. Один из беглых Лаплас, русский по национальности, устроил себе собственный илем (поселений) в Лапканурском овраге. В одно время его сын, Емек, завоевал среди местных жителей авторитет и стал сотником Шалинской волости.

В начале 18 века среди шалинцев нашлись смельчаки и начали формировать поселение деревенского типа. Первыми поселенцами были представители их родов Кольмара, Янгеля, Элмея, Бекеша, Кевая, Ози,Чурина и др.

У русского писателя-сатарика Н.М. Карамзина в «Центральной книге» есть такие строки: «Хан Сафа-Еирей, в третий раз сев на престоле Казанском, начал царствовать ужасом: убил марийского князя Чуру и многих знатных людей, окружил себя крымцами, ногаями и, ненавидя своих подданных, хотел только держать их в страхе. 76 князей и

мурз, братья Чурины, обманутые Сафа-Еиреем, искали убежище в Москве и в других лесных местах...»

Отсюда надо полагать, что часть из этих обманутых, в том числе и один из братьев. Чуриных, могли убежать в леса Моркинского края вместе с Ямблатом, Чаваем, Тотаром. Таким образом, предком рода Чуриковых в Кугу Шале мог оказаться и один из упомянутых беглецов, который одним из первых поселился на новом месте под названием Кугу Шале.

К 1748 г., к моменту очередной переписи населения насчитывалось на новом месте 9 хозяйств. Верхний конец поселения доходил до нынешнего тракта Морки-Шелангер.

По мере роста численности жителей к концу 18 века деревня перешагнула через дорогу и вдоль ее выстроили свои усадьбы молодые семьи из родов Чурика, Бекеше, Янгеля и Элмея и образовался переулок, в конце которого в сторону Купсолы появился чуть в сторону один двор, где обосновался предприниматель из Татарии по имени Калий. По рассказам старожилов, от молебенной рощи Тумерла до самого кладбища раскинулась торфяная залежь. От самовозгорания торфа где-то в середине 18 века возник пожар в торфянике, и подземное тленье продолжалось около 15 лет. После затухания пошла обильная растительность. На этой плодородной почве предприниматель Калий создал хмелевую плантацию, получал немалые доходы, а переулок получил название «Калий полко». В этот переулок вклинивается глубокий овраг с крутыми берегами и ключами, и поэтому здесь образовался естественный пруд. В народе сохранилось название его «Шувыръер» («Озеро волынщика»).

Один из первых учителей нашей деревни, большой знаток местного края Григорий Герасимович Герасимов рассказывал однажды на досуге, что на одном из крутых берегов этого небольшого озерца шалинцы построили сторожевой дом, где жил и нес свою караульную службу одинокий старик, который славился мастерской игрой на волынке. По вечерам он играл на своем инструменте и своей радовал душещепетильной музыкой своих односельчан. Но произошел какой-то трагический случай - рано утром в один из весенних дней его мертвое тело вытащили из этого неглубокого озера. Этот водоем и сейчас существует рядом с усадьбой ветврача Бекешева Л.К. А потом, как мне рассказал мой учитель, этот старые караульный дом перетащили и поставили с крайним домом Ози Онтона (Антонова Михаила). Нынче здесь находится крепкая усадьба шофера-крановщика Виктора Михайлова. Рядом со сторожкой дополнительно построили сарай для хранения противопожарного инвентаря. Напротив, через улицу рядом с домом Василия Карпова поселился известный смолокур Григорий Иванович Иванов их рода Бекешевых, где сейчас держит хозяйство Г.М. Бекешев. Эти постройки в деревне Кугу Шале до 1888 года считались крайними объектами.

В конце 19 века деревня сильно разрослась, и нижняя часть деревни получила название Улыл полко (нижняя сторона), а незадолго до начала второй мировой войны, за озером Регенчышор, образовалась новая улица, которую назвали Коршок починка (починок горшковый). Так получилось случайно: жители-новопоселенцы верх столбов вырезали так, что получили форму горшка. К тому же покрасили коричневой краской.

В конце 30-х гг. в караулке неожиданно появился бездомный русский Петька, стал нести караульную службу. Народ доверил, и назвали его руш Потька. А караулку – Далай-лай дом. Он в деревне кормился по очереди в каждом доме. Днем прогуливал по деревне, наводил кое-какие порядки, делал замечания отдельным нерадивым хозяевам. Он был высокий, здоровый, с черной бородой, с огромными кулачищами. На вид он казался страшным гигантом, но дети не боялись, наоборот, с ним весело играли, смеялись. Если кто услышит где-то в каком-то уголке деревни странную мелодию далай-лай, то всегда говорили, что это наш руш Потька идет. Поэтому этот караульный дом назвали «Далай дом». По ночам он ходил с сухой хорошо отстроганной дощечкой с лямками на груди и барабанил тра-та-та, тра-та-та. Он давал знать всем: честным жителям и ворам, что деревня спит, и видит, и слышит.

Этот караульный дом постоянно посещали старые, бывалые люди, участники войн, проводили сельские сходы по житейским вопросам и проблемам, по вечерам собиралась молодежь, играла в национальные игры «Сокыр тага» («Слепой баран»), «Я - пар» и другие игры. Рассказывали сказки, легенды, разные небылицы о событиях, связанных с военными походами и другими приключениями, происходящими в волости и стране. Этот дом был своего рода центром информации, местом обсуждения поведений и поступков сельчан. Первое сообщение о начале войн, революции узнали здесь. Имя первого погибшего в гражданской войне Петрова Семена услышали здесь. В конце гражданской войны шалинцы недосчитались семерых односельчан из 21 участвовавшего в ней. Именно в этом доме на сельском сходе в 1919 году решили создать комитет бедноты, определили местом проведения заседаний комитета дом Иванова Г.И., участника гражданской войны. Председателем комитета избрали тогда Абдрахманова С.А., одного из беднейших жителей деревни. До этого он (родом из деревни Куюк Атнинской волости), скитался по деревням, до революции сошелся с вдовой Федосией. Так он стал согражданом шалинцев, в 1941 г. уехал на фронт защищать Родину и погиб в августе 1942 г.

Секретарем комитета бедноты избрали, одного из первых учителей деревни Кугу Шале Герасимова Г.Г. Он вместе со своими односельчанами Бекешевым Т.Г. и Яковлевым Г.Л. окончил Ронгинскую двухклассную школу. После долгих скитаний по Казани (батрачил у торгашей и купцов) незадолго до революции начал работать сельским учителем. Он оказался одним из организаторов создания фонда помощи голодающим, распределения продуктов из американской помощи в 1920-1921 гг., агитатором создания сельхозартели «Кугу Шале» весной 1929 года.

Именно он настаивал дать название этой артели «Кугу Шале» на первом собрании в марте 1929 г. Председателем ее избрали Бекешева Кирилла Алексеевича. Первым в артель записался его отец, затем Алексей Егоров, Ефим Михайлов, Петр Янгелов, Михаил Антонов, Чернов Сергей и др.

Трактористом первого набора 1936 г. сразу после создания Моркинский МТС были С.А. Крылов и А.И. Бекешев, второго набора 1936 г. - И.С. Степанов, И.Н. Николаев, Н.Ф. Чуриков.

В первые годы развития артели были и противники новой власти и порядка, которые всячески старались помешать укреплению артели, пытались даже физически воздействовать на активистов и руководителей колхозного движения, навредить хозяйству, даже принести урон и потери молодому хозяйству и его членам. Так, после одного из заседаний правления в 1932 г. сильно избили председателя сельхозартели Бекешева К.А. Преследование бывшего секретаря комбеда, активного агитатора новой политики советской власти Герасимова Г.Г. Ночью в октябре 1933 г. враги артели сожгли несколько скирдов ржи нового урожая на колхозном зернотоку. Нашли виновника и арестовали. Таким оказался некий бедняк, спровоцированный кулаками, Николай Григорьев по кличке Изи Колик, который понес наказание, отсидев несколько лет в заключении.

Жизнь шла своим чередом. Новая сила стала преобладать все препятствия и трудности. С помощью власти колхоз стал укрепляться. В 40-50-е гг. стал одним из передовых в районе и республике. Люди стали жить зажиточнее и культурнее. Открыли магазин в помещении летней клети Михаила Антонова и первым приказчиком стал Николай Бекешев. Раскулаченный дом Ивана Никитина приспособили под правление колхоза, избы- читальни. Первый патефон появился в 1937 г., и энтузиаст культурной жизни Николай Чуриков систематически проводил на улице коллективное прослушивание новых приобретенных на колхозные средства пластинок с русскими и марийскими песнями таких, как ! Вдоль деревни», «Саратовские частушки», «Коннармейская», «Ояран кенежым», «Зинушын мурыжо», «Ломая анис олмапу», «Вашлияш перна гын» и т.д.

Труженики села активнее стали поддерживать новые начинания, трудовые движения. Появились первые стахановцы из рядовых колхозников такие, как Логинов М.Л., Сергеева М.С., Михайлова М.А., их трактористов Крылов С.А., Бекешев А.И.

В связи с появлением первых учителей в деревне до революции Г.Г. Герасимова, Г.Л. Яковлева, Т.Г. Бекешева значительно пополнилось число представителей сельской интеллигенции.

За годы советской власти из деревни Кугу Шале вышло более 50 учителей, немало медицинских работников, оборонных организаций обществ. Так, например, добровольно ушел на гражданскую войну Бекешев Т.В. и выдержал тяжелые испытания в сражениях с белогвардейцами, остался служить в рядах РККА, а в 1938 г., после окончания Высшей военной школы по подготовке младших командиров «Выстрел» (потом же сам преподавал тактику), ему присвоили звание полковника и вручили значок «Отличник РККА» в честь 20-летнего юбилея Красной Армии, а его брат, Ион Васильевич, еще до войны дослужился до капитана медицинской службы, но оба погибли в годы Великой Отечественной войны. Также геройски погиб в конце войны над Кенигсбергом другой полковник авиации летчик Г.Я. Чуриков.

Великая Отечественная война принесла всем труженикам деревни Кугу Шале, как и всему советскому народу, невыразимое горе, неисчислимые потери, большие испытания и трудности. На защиту отечества как один встали отцы и сыновья.

Одним из первых по зову сердца и Родины ушли на фронт председатель районного общества «Осоавиахим» Пименов Василий Федорович, учитель Янгелов Н.И., работник районной милиции Бекешев С.Ф., Бухгалтер артели Бекешев Н.Я., секретарь Шалинского сельсовета Григорьев В.Г., рядовой колхозник Абдурахманов С.А., бригадир второй полеводческой бригады Григорьев С.Г., бригадир первой бригады Русов И.И. и др. К весне 1942 г. здоровых мужчин в деревне не осталось, их заменили женщины, старики и подросшие парни. Так, И.И. Русова (бр. №1) заменила Е.И. Бекешева, С.Г. Григорьева (бр. №2) - А.П .Петрова, Д.Г. Григорьева (бр. №3) - А.Г. Казакова. В ноябре 1941 г. ушел на фронт кладовщик Н.Г. Бекешев, его заменила Е.С. Степанова. На ферме, конюшнях, на полях — всюду работали одни женщины, старики и дети. На фронт отправляли и лошадей, а оставшиеся в стойлах висели на лямках или лежали от чесотки и голода. А ведь наступала весна, лежать нельзя — вспахать надо огород. Вся надежда на картошку. А лошадей ходовых не осталось. Тогда по 10-15 женщин собирались вместе и тянули одноконный плуг, а мальчишки или немощный старик поддерживал плуг, чтобы он не упал на борозду, но скорее падали сами женщины, который тянули плуг. Возрождался полный матриархат и работал, не покладая рук от зари до зари.

Первыми с фронта, калеками, с одной ногой приехали в родную деревню уже в начале 1942 г. Степанов Р.С. и занял должность счетовода и бухгалтера, Романов Л.Р., стал механиком двигателя, работающего на нефти, Алексеев С.А, зарекомендовал себя шорником, Чуриков Н.Ф. начал ремонтировать телеги и сани, катал и валенки, если поступали заказы. Этот список замкнул одноногий Михаил Романов, который был мастером на все руки и заказы выполнял на дому. После стали прибывать с фронта по ранению различной тяжести. Но чаще, пока шла война, приходили похоронные извещения. По итогам войны их насчиталось 67 на 102 участника прошедшей войны.

Геннадий Бекешев, Заслуженный журналист Марий Эл.



Вход на сайт




   

            


  

  

   

   

      

    

    

      

    

            

     
 
  

  






   

VKONTAKTE
Моркинская библиотека


        

         

© МБУК «Моркинская ЦБС» 425120, Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. Морки, Советская, 7

Телефон: 8(83635)9-17-87; e-mail biblmorki@yandex.ru    
Copyright MyCorp © 2020